Воскресенье, 19.11.2017, 15:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Используем лучшее | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Календарь новостей
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №30 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
 
 
Метод биологической обратной связи

 

Казалось бы, что может быть проще, чем вдохнуть и выдохнуть воздух. Дается нам это без всякого труда, но научиться дышать так, чтобы каждая клеточка организма получала необходимую порцию кислорода, не так-то просто. Как верно заметили еще древние мыслители, ключ к здоровью скрыт в определенном типе дыхания. Метод биологической обратной связи (БОС), разработанный А.А. Сметанкиным, дает уникальную возможность практически каждому его освоить и пользоваться себе во благо. Этот навык в условиях нашей сегодняшней жизни оказывается очень важным. Что может дать человеку метод биологической обратной связи? Оказывается, очень многое. В частности, научить дыханию, несущему здоровье, защитить от стресса и эмоционального хронического перенапряжения.

Школа – детский сад «Эврика» с апреля 2003 года включилась в программу массового оздоровления населения через систему образования с применением метода биологической обратной связи. Ежегодно в детский сад поступают дети ослабленные, часто болеющие ОРВИ, с родовыми травмами в анамнезе. Заболеваемость этих детей в младших группах достаточно высока из-за низкой сопротивляемости их организма к различным инфекциям. Дети, поступившие в школу и обученные навыку диафрагмально-релаксационного типа дыхания с помощью метода БОС, легче адаптируются к условиям школьной жизни и меньше болеют простудными заболеваниями, так как их иммунитет повышается.

Суть этого уникального метода БОС заключатся в том, что спокойное, безусильное дыхание «животом» с замедленным выдохом, дает возможность достичь полной синхронизации дыхания с изменением частоты сердечных сокращений. Максимальное снижение частоты сердечных сокращений достигается на выдохе. Разница между максимальной частотой сердечных сокращений на вдохе и минимальной частотой на выдохе называется дыхательной аритмией сердца и является показателем здоровья человека. Чем больше величина дыхательной аритмии сердца, тем выше функциональные возможности организма. Обнаруживается удивительная закономерность: динамика пульса имеет волнообразный характер, волны пульса совпадают с характером кривой дыхания. Даже у человека, находящегося в спокойном, комфортном состоянии можно обнаружить это совпадение. А это означает, что пульсом можно управлять через функцию дыхания.

Ученым-физиологом А.А. Сметанкиным был создан высокотехнологичный, уникальный прибор для регистрации дыхательной аритмии сердца. Этот прибор позволяет вырабатывать такой тип дыхания, при котором дыхательная аритмия сердца была бы максимальной. Прибор представляет собой тренажер, вобравший в себя мультимедийные возможности и достижения современного компьютера, позволившие превращать дыхательную БОС-гимнастику в увлекательную игру. Ребенок не просто вырабатывает новый тип дыхания – он активный участник игры. Игра переходит в оздоровительный сеанс. Как же происходит выработка нового диафрагмального типа дыхания? Учитель Здоровья дает ребенку инструкцию, как надо дышать животом. На вдохе живот должен выпячиваться, а на выдохе – плавно втягиваться. Вдох надо делать через нос, а плавный выдох через рот. Вот и все, что необходимо понять ребенку.

Начиная с подготовительных групп, дети принимают участие в оздоровительной программе БОС. Кроме этого проходят обучение навыку диафрагмально-релаксационного дыхания учителя и воспитатели школы, дополнительно формируются группы учащихся с проблемами поведения и обучения. Методика, основанная на обучении навыку диафрагмально-релаксационного дыхания по методу А.А. Сметанкина, позволяет активизировать скрытые резервы организма, улучшить самочувствие, обучаемость и трудоспособность детей.

Работа проводится на базе стандартного компьютерного класса, оснащенного оборудованием кабинета БОС «Здоровье» (класс-комплект для системы образования). В нем работают 2 учителя «Здоровья», прошедшие обучение в НОУ «Институт БОС» в Санкт–Петербурге. Работа в классе БОС «Здоровье» ведется с апреля 2003 г. Проводятся родительские собрания, теоретические уроки, на которых родители и дети знакомятся с методом биологической обратной связи (БОС).

Дети подготовительных групп проходят один курс в апреле-мае и продолжают в сентябре, будучи уже первоклассниками. В 2003-2004 учебном году заболеваемость у школьников составила 3,2 (дней пропущено одним ребенком по болезни), что в 1,4 раза меньше, чем за 2002-2003 учебный год (где заболеваемость была 4,5). Таким образом, заболеваемость школьников уменьшилась в 1,4 раза. В 2004-2005 учебном году заболеваемость школьников уменьшилась в 1,1 раза. Если сравнить заболеваемость школьников в 2002-2003 учебном году, то можно отметить снижение заболеваемости в 2,1 раза. При обсуждении результатов работы кабинета БОС «Здоровье» учителями отмечены следующие изменения в поведении и обучении детей: «дети стали ответственнее», «слышат с одного слова», «стали спокойнее», «с ними легко работается», а также все отмечают, что, несмотря на эпидемии гриппа, большинству детей не потребовался домашний режим.

При анализе результатов проведения уроков БОС «Здоровье» родителям, учителям и ученикам был предложен экспресс-опросник. Большинство родителей после проведенных уроков отметили улучшение поведения, стабильность настроения детей, их меньшую утомляемость, появившийся интерес детей к своему здоровью и к школе. Сами учащиеся ходят на уроки Здоровья с большим желанием, живо интересуются своими результатами, и многие из них отмечают, что им стало легче учиться, меньше волнуются перед контрольными, улучшилось самочувствие, у некоторых реже стали появляться головные боли. По наблюдениям окружающих дети стали менее агрессивными и более доброжелательными.

Можно отдельно сказать о сформированной группе школьников с проблемами в поведении (гиперактивность и агрессивность) и обучении (низкая концентрация внимания и скорость мыслительных процессов). Много внимания на занятиях с ними уделяется созданию положительной мотивации к обучению диафрагмальному типу дыхания и формированию установки на здоровый образ жизни. По окончании курса дети рассказывали, что им стало легче учиться, у некоторых «прошла злость», они научились сдерживаться, «когда хочется кричать или кого-то ударить», «отношения с друзьями стали лучше». В итоге можно отметить, что включение технологии БОС в учебный процесс дает хорошие результаты: снижается заболеваемость учащихся, улучшается психоэмоциональное состояние детей, и все это положительно отражается на школьной успеваемости.

Многими взрослыми, прошедшими курс обучения и овладевшими навыком диафрагмального дыхания, отмечается улучшение самочувствия, исчезновение одышки, бессонницы, уменьшение раздражительности. Среди взрослых было несколько человек с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей. Они отметили исчезновение ночного кашля и отказ от частого использования лекарственных средств. Все они отмечают улучшение своего самочувствия, возросшую работоспособность и активность. Самый главный результат применения метода БОС – это активизация скрытых резервов своего здоровья и умение по собственному желанию включать мощные механизмы самоконтроля и  самосовершенствования.
 

                                                                                                                         Н.К Волошина,

                                                                                                                        Е.Л. Демченко

Литература

1.      А.А. Сметанкин. Здоровье без лекарств: Биологическая обратная связь. – СПб., 2001.

2.      А.А. Сметанкин. Открытый урок здоровья. – СПб.: Питер, 2005.

3.      А.А. Сметанкин. Учитель здоровья. – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2003.

Создать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2017